Дебюты рецидивирующей шизофрении. Результаты исследования рецидивирующей шизофрении.
Представленные материалы основаны на непрерывных многолетних исследованиях 108 больных (65 мужчин и 43 женщины) шизофренией с рецидивирующим течением заболевания.
Больные наблюдались нами в дебютах, обнаружили хороший выход из психотического состояния в ремиссии различной длительности; в дальнейшем у них отмечены рецидивы заболевания.
Учитывая существующие различные подходы к диагностированию шизофрении, мы стремились отбирать наиболее «чистые» случаи шизофренического процесса, и потому вносили их в окончательную разработку лишь после бесспорного выявления признаков, свойственных шизофрении.
В исследование не включены случаи заболевания, развившегося после выраженных органических церебральных поражений (менингоэнцефалит, черепно-мозговые травмы, даже несмотря на порой значительную близость их симптоматики к клинике шизофрении), выраженных соматических заболеваний, нередко приводящих к церебральным нарушениям (например, активный ревматический процесс).
Достоверность диагностики шизофрении у каждого из изученных нами больных основывается на многолетних детальных клинических наблюдениях за каждым из них с динамическим, непрерывным, катамнестическим наблюдением и исследованием.
Большинство больных (85 из 108, что составляет 78,8 %) заболели в возрасте от 15 до 30 лет (52 мужчины и 34 женщины) и лишь 23 (14 мужчин и 9 женщин из 108 больных, т. е. 21,3%)—в возрасте свыше 30 лет (от 31 до 37 лет).
У 68 больных (40 мужчин и 28 женщин), т. е. в 63 %, шизофренический процесс длился от 10 до 16 лет и только у 40 больных (25 мужчин и 15 женщин), т. е. у 37 %, давность болезни была от 4 до 10 лет.
Эти пациенты перенесли от 3 до 20 рецидивов заболевания, т. е. минимальное количество приступов равно 4 (включая первый приступ).
Всего у изученных больных, помимо 108 дебютов, наблюдалось 1212 рецидивов (в среднем по 11 рецидивов на больного). Общее количество наблюдавшихся ремиссий, развивавшихся как после указанных рецидивов, так и после 108 дебютов, составило 1320.
Таким образом, не более 3 рецидивов перенесли 9 (8,3 %) больных (5 мужчин и 4 женщин), от 4 до 10 рецидивов— 37 (34,2%) больных (21 мужчина и 16 женщин); от 11 до 15 рецидивов — 38 (35,1 %) больных (21 мужчина и 17 женщин), от 16 до 20 рецидивов — 24 (22,2 %) больных (18 мужчин и 6 женщин).
Изучение преморбидных особенностей личности больных, проводившееся путем тщательных расспросов самих больных, их родственников, друзей, знакомых, сотрудников и соучеников, анализа письменных характеристик, показало следующее: 25 (23,1 %) больных (17 мужчин и 8 женщин) отличались до болезни малообщительностью, нелюдимостью, замкнутостью, иногда чрезвычайной застенчивостью, робостью. У многих из них проявлялись своеобразные интересы (коллекционирование незначительных, малоинтересных предметов, стремление переписываться с людьми весьма далекими от их специальности и занятий, интерес к приобретению ненужных вещей), различные странности, чудачества в поступках, склонность к отвлеченному фантазированию и др. Однако в быту, учебе, на работе эти люди до болезни логично пытались мотивировать свои интересы и особенности характера, были в основном полезными членами коллектива, часто весьма неплохо учились и хорошо справлялись со своими профессиональными обязанностями.
Для 31 (28,7%) больного (19 мужчин и 12 женщин) до болезни были характерны значительная вспыльчивость, повышенная раздражительность, злопамятность, капризность, неусидчивость, конфликтность.
Таким образом, у 56 (51,8 %) больных (36 мужчин и 20 женщин) обнаруживались преморбидные психопатические черты личности (по шизоидному, истероидному либо эпилептоидному типу). Прочие же 52 (48,2%) больных (29 мужчин и 23 женщины) были до болезни весьма общительными, уравновешенными, выдержанными, у них преобладало хорошее настроение, они легко находили контакт с людьми и пользовались симпатиями в коллективе. Следовательно, почти у половины наблюдавшихся больных никаких преморбидных характерологических отклонений обнаружить не удалось.
С целью выяснения особенностей содержания психопатологических расстройств у больных (бредовые идеи, галлюцинации), находившихся в состоянии кататонической заторможенности (ступорозные и субступорозные состояния) применяли различные методики растормаживания: внутривенное введение 5 % раствора барбамила (8—10 мл) с 20% раствором кофеина (1 мл) и без него, вдыхание эфира, введение через зонд алкоголя (смесь 100 мл 96 % спирта и 10 мл воды), подкожные и внутримышечные инъекции 20 % раствора кофеина (1—2 мл), а также комбинированное введение алкоголя с кофеином (алкогольно-кофеиновая проба). Для контроля вводили внутримышечно и подкожно 5 % раствор барбамила (8—10 мл). В процессе растормаживания у больных исследовали безусловные рефлексы: сухожильные и феномен Парро (Parrot), а также пульс и артериальное давление.
Оглавление темы "Предвестники дебютов шизофрении.":
1. Дебюты рецидивирующей шизофрении. Результаты исследования рецидивирующей шизофрении.
2. Приступообразно-прогредиентная шизофрения. Понятие о рецидивирующей шизофрении.
3. Толчкообразное течение шизофрении. Шубообразное течение шизофрении.
4. Абортивные психотические эпизоды. Предвестники дебюта шизофрении.
5. Виды абортивных психотических эпизодов. Классификация абортивных психотических эпизодов.
6. Клиника абортивных психотических эпизодов. Симптомы абортивных психотических эпизодов.
7. Продромальный астенический этап шизофрении. Клиника продромального астенического этапа шизофрении.
8. Психогенные вредности и дебюты шизофрении. Психическая травма и ее роль в дебюте шизофрении.
9. Роль инфекций и интоксикаций в дебютах шизофрении. Клиника дебютов шизофрении.
10. Виды дебютов шизофрении. Дебюты шизофрении после инфекций и психогенных травм.