Вряд ли о каком другом заболевании, как шизофрения, так много у нас говорится, и так мало известно и понятно о нём на самом деле. Много писем по этой теме приходит и в редакцию "Красноярского рабочего".
Ответить на вопросы наших читателей согласился главный врач Красноярского краевого психоневрологического диспансера N 1, врач-психиатр высшей категории Григорий Маркелович ГЕРШЕНОВИЧ.
Без паники, но внимательно
- Огромное спасибо за то, что вы подняли для обсуждения такой важный и актуальный для сегодняшнего времени вопрос. Полагаю, что после всех жизненных потрясений в нашей стране расцвела не только наследственная, но и приобретённая шизофрения.
Так случилось, что на склоне лет и мне довелось столкнуться с такими больными. К сожалению, таким человеком оказался мой зять. В своё время я не смогла противостоять выбору дочери, потому что многого не знала и не понимала.
Оказалось, что зять дважды лечился в психоневрологическом диспансере и, естественно, стоит на учёте по факту своего заболевания. Однако он социально адаптирован, работает: занимается индивидуальным предпринимательством. После смерти дочери под его опекой оказалась моя внучка дошкольного возраста. И теперь для меня проблема - как построить с ним отношения по вопросу взаимодействия с внучкой.
Уже несколько лет пытаюсь применить все дипломатические приёмы для построения общения, но ситуация только усугубляется. Интуитивно я понимаю, что конфликтовать с такого рода больными нельзя, а как быть - не знаю. Девочка пока развивается нормально, но меня беспокоит её будущее с учётом той атмосферы, в которой она оказалась. В этой связи я бы хотела получить профессиональные ответы: могут ли люди с душевными заболеваниями являться опекунами своих малолетних детей? Где и когда можно получить по этому поводу консультацию специалистов?
С уважением Мария Никифоровна ИВАНОВА.
- Согласен, что смена общественно-политической формации как "серьёзное" потрясение, стресс, вызванный многими реалиями жизни, сказались на увеличении психических расстройств. Но случаев шизофрении не стало больше. На самом деле страдающих этой болезнью у нас чуть более 1 процента от всех психических больных.
Это одно из самых серьёзных и сложных по диагностике психических заболеваний. Дело в том, что состояние больных улучшается и ухудшается циклично, рецидив сменяется длительной ремиссией. Немало случаев, когда окончательный диагноз мог быть поставлен лишь после нескольких экспертиз. И обычно шизофрению диагностируют в период развития психоза, когда у больного довольно "серьёзное" состояние.
Стоит сказать, что в последнее время есть успехи в лечении шизофрении. В крае существенно модернизирована психиатрическая служба, используются препараты 4-го поколения, очень эффективные, длительного действия (пролонгированные). На 12 процентов снизилось количество случаев обострений, значительно сократилось время госпитализации. Сейчас больные находятся в стационаре не более 2 месяцев, а раньше находились на лечении и год, и два.
Это позволяет во многих случаях избежать выхода больных шизофренией на инвалидность. Так, в крае за последние годы удалось снизить выход на инвалидность на 20 процентов. Значительно меньше стало повторных госпитализаций. Это на самом деле огромное достижение, имеющее большое значение для общества. А также, конечно, и для самого больного, его родственников.
Что касается прав на опекунство человеком, имеющим такой диагноз, то со стороны специалистов выдаётся медзаключение, далее свой вердикт выносит опекунская комиссия, а окончательное решение - суд. По всей видимости, коль нет инвалидности у вашего зятя, то суд посчитал возможным назначить его опекуном дочери.
Получить консультации как больным, так и их родственникам можно в любом психоневрологическом диспансере, а также у психиатра, психотерапевта. В частности, в Красноярске - в поликлинике на улице Ломоносова, 1. Также можете позвонить по телефону доверия: в Красноярске (391) 211-56-42, Ачинске (3951) 7-06-76.
***
- Мне бы хотелось узнать, в чём причина развития шизофрении, почему вдруг прежде психически нормальный человек неожиданно стал шизоидом. Неужели, как у моего брата, от осложнения после вирусной инфекции? Возможно ли такое? Значит, и при гриппе такое возможно?
Ангелина САПОЖКОВА.
Красноярск.
- Вообще патогенез (то есть происхождение заболевания) в этом случае не определён абсолютно точно. По современным представлениям психиатрии, шизофрению вызывает сочетание механизмов генетических, аутоиммунных и вирусных заболеваний. Развитие шизофрении вследствие вирусной инфекции, например, несвоевременно пролеченной, тяжело протекающей ангины, гриппа, как следствие воспаления мозговых оболочек, возможно. Но отнюдь не обязательно. И, как показывает практика, очень редко.
***
- Меня очень волнует вопрос - передаётся ли шизофрения по наследству? Я стала опекуном племянницы, отец которой "признанный" шизофреник. Девочке сейчас 8 лет, и я очень беспокоюсь, что у неё также проявится заболевание. В каком возрасте это начинается? И как предупредить развитие шизофрении?
Ольга Сергеевна КАРАСЮК. Канск.
- Ряд учёных-психиатров, действительно, полагает, что наследуется предрасположенность к этому заболеванию. Но напрямую шизофрения не наследуется. Обычно это происходит по боковой линии и через поколение. И чаще всего по женской линии.
Как показывает психиатрическая практика, вероятность заболевания при одном родителе, больном шизофренией, составляет от 5 до 25 процентов. И это возможно даже у усыновлённых нормальными родителями. Но если оба родителя страдают от этого недуга, то риск увеличивается до 15-50 процентов.
В развитии заболевания провоцирующими факторами могут стать вирусная инфекция, интоксикация, травма головы, сильный стресс, пережитый в далёком детстве. Начаться может и в детстве, и в пожилом возрасте. Но чаще всего дебютирует в подростковом возрасте и в юности. Хотя, когда начинаешь докапываться до истока, оказывается, что "некие странности" появились в детстве, чаще всего подростковом возрасте. Хочу сказать, что не всякий психоз - шизофрения, как почему-то принято считать в среде не специалистов.
В отношении шизофрении, если есть такой больной в родне, лучшая профилактика - внимательное отношение к ребёнку. Должны насторожить первые признаки неадекватного поведения. Но отнюдь не обязательно сразу тащить ребёнка к психиатру, сдаваться, как часто говорят. Поначалу нужно обратиться к психологу, пройти специальное тестирование.
Сейчас существует широкая сеть психолого-педагогических центров, где можно получить консультацию квалифицированного специалиста. Я бы посоветовал не паниковать, не быть безразличным, а быть внимательным и... спокойным, доброжелательным воспитателем ребёнка.
Собака бывает кусачей...
- Фобии - это признак шизофрении? Вот я с детства ужасно боюсь собак (и даже кошек). И этот страх нарастает, не могу и пяти минут спокойно находиться на улице, всё мне кажется, что вот сейчас выскочит стая собак и разорвёт меня. Могу даже, защищаясь, выставить впереди себя ребёнка, так боюсь, что не отдаю отчёта в собственных действиях.
Наталья СЕРГЕЕВА.
Красноярск.
- Фобии (страх чего-то) не свойственны шизофрении. Это не психиатрия. Я бы посоветовал вам обратиться к психотерапевту.
***
- Может ли интернет-зависимость спровоцировать, вернее, довести до шизофрении? Я, конечно, много сижу "ВКонтакте", но не чувствую себя психически больным, как говорит мама.
Сергей МУРТИН.
Красноярск.
- Скорее всего, нет. Но усугубить течение заболевания может. Вас должен проконсультировать только психиатр, зная, каким сайтам вы отдаёте предпочтение, что ищете в Мировой паутине и как реагируете на найденную информацию. Может быть, вашей маме и стоит проконсультироваться для начала с психотерапевтом, а вам, видимо, стоит пройти курс лечения от интернет-зависимости. Так что послушайтесь маму, молодой человек.
***
- У нашего директора (женщина), как мне и всем в коллективе кажется, все признаки шизофрении. Но, естественно, никто об этом не говорит и уж тем более не советует ей обратиться к психиатру. Думаю, за один только намёк она уволит без рассуждения.
Как же быть, если руководитель или коллега - больной человек? К сожалению, у нас нет закона об обязательном психиатрическом обследовании и лечении. Но это ведь такая беда, тяжкое испытание для окружающих. Вот нам всем просто невыносимы её нелепые приказания, постоянные придирки, гневливость. Очень тяжело терпеть её подозрительность, шпиономанию (что, дескать, сотрудники бегают ябедничать в министерство с доносами). Ну разве психически нормальный человек будет так себя вести?
Оксана НИКОЛАЕВА. Красноярск.
- Ну, во-первых, не торопитесь с диагнозом. А, во-вторых, вам, сотрудникам, нужно постараться уходить от конфликтов. Может, это ваше субъективное мнение о директоре? А, может, у человека сложный жизненный период? По вашим описаниям я бы не назвал вашего директора больным шизофренией.
Что касается обязательного психиатрического обследования, то согласно 302 приказу министерства здравоохранения о медосмотрах при поступлении на работу обязательно заключение, в котором есть и графа психиатра. За 2012 год в крае проведено более 80 тысяч таких осмотров. Хотя за один приём трудно диагностировать психические отклонения. В частности, шизофрению. Я уже говорил о цикличности течения этого заболевания.
Через суд!
- Мы всем подъездом страдаем от одной шизофренички, превратившей свою квартиру в мусорку. Из-за её завалов старья и тряпья не можем вывести тараканов, а уж запахи... К тому же она очень агрессивная. Я вообще боюсь за ребёнка, одного не выпускаю из квартиры. Но как отправить её на лечение?
Галина САХАРОВА. Красноярск.
- В случае, если вы проживаете в подъезде с человеком, ведущим себя неадекватно (угроза физического воздействия, создание антисанитарных условий и так далее), вы можете обратиться с заявлением в суд, к врачу-психиатру, либо к участковому инспектору по месту жительства с описанием поведенческих или психотических расстройств с целью недобровольного обследования данного лица врачами-психиатрами на предмет выявления у него психического расстройства, с последующим направлением этого человека на лечение.
След Гробового
- Моя родственница после гибели взрослого сына подпала под влияние учения Гробового о воскрешении мёртвых. И вот уже второй год она полностью ушла в это. Бросила работу, закрылась от общения с подругами, бывшими сослуживцами. Всё время дома, вызывает образ сына. На улицу выходит только для того, чтобы найти своего сына, "переродившегося" в десятилетнего мальчика. Так ей "сказали".
Нам, родным, ясно, что у неё психическое расстройство. Может быть, и шизофрения (она видит сына наяву, разговаривает с ним). Мы не оставляем её, хотя трудно содержать материально. Но больше всего переживаем за неё и не знаем, как вытянуть сестру из этого состояния. И так оставлять невозможно и страшно, и в больницу поместить жалко. Что бы вы посоветовали?
Ирина БОХЛЕНКО. Красноярск.
- То, что ваша родственница нуждается в психиатрической помощи - однозначно. К сожалению, в обществе прочно предубеждение против психиатрических больниц. Многие сразу представляют, что смирительные рубашки, "тяжёлое" лечение сродни тюремному заключению. Нет сегодня такой психиатрии!
Это далеко не агрессивная медицина, как прежде называли нашу специальность. Препараты и методики ушли от агрессии, от подавления психики. Это не те нейролептики, которыми лечили ещё лет десять-пятнадцать назад. Кроме того, сейчас в лечении представлен большой комплекс реабилитационных мероприятий. Сегодня многие больные шизофренией лечатся амбулаторно и только в крайних случаях помещаются в стационар. Всё это в совокупности с патронажем наших специалистов даёт человеку возможность сохранить трудоспособность и социальный статус.
***
- Но и в редакционной почте изредка бывают письма со страшными рассказами о психушке...
- О-о, а я-то сколько получаю жалоб и слышу страшных рассказов от наших пациентов! Они их действительно порой рассылают повсюду - в газету, в прокуратуру, в правительство... Однажды ко мне в кабинет чуть ли не группа захвата нагрянула по такому заявлению об издевательствах и чудовищных экспериментах. Конечно, неспециалисту определить, что такие письма и заявления пишет больной человек, трудно.
Когда при нашем диспансере был создан Общественный совет под руководством уполномоченного по правам человека в Красноярском крае Марка Денисова, то некоторые его члены пришли к нам с настороженностью. Но, по-моему, были даже обескуражены: нет застенков! Если раньше в отделении работал один врач, то сейчас лечение осуществляется бригадным методом. В составе бригады 2 психиатра, психолог, социальный работник, медсёстры. Ещё и православный священник (при диспансере был открыт храм Василия Блаженного).
***
"Странные" люди
Шизофрения настолько "богата" на проявления и представлена столь разными типами, что многие специалисты считают, что это группа отдельных заболеваний.
Наиболее типичные проявления шизофрении - устойчивые бредовые идеи, галлюцинации, беспорядочное мышление и сбивчивая речь, социальный аутизм.
Особенно опасно и требует незамедлительного обращения к психиатру, когда галлюцинации представлены голосами. Голос (галлюцинаторный) может заставить человека забраться на крышу и спрыгнуть с неё (или с балкона), убить, продать квартиру и срочно уехать в другое место, чтобы скрыться от преследований.
Нередко они сами перевоплощаются в реальных или сказочных персонажей. Бывает, что, когда человек находится в обществе (в магазине, больнице, на улице), голос говорит ему: "От тебя гадко пахнет". Причём "говорит" ему это человек, находящийся рядом. От такого у больного возникает страх осрамиться, возникает внутренняя паника, и поведение становится ещё более странным.
Психиатры говорят о важной роли семьи, близких людей в течение заболевания и в ходе лечения. Очень важно информирование близких, как и самого больного, о современном понимании шизофрении и перспективах лечения. Большое значение для снижения рецидивов имеет одновременный тренинг навыков общения и поведения в проблемных ситуациях, которому обучают в психиатрических клиниках больных и их родственников.
Татьяна АЛЕКСЕЕВИЧ.
Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО.