О диагностических ошибках в случаях шизофрении
Диагностика шизофрении у детей и подростков, особенно в первом периоде, представляет большие трудности. В начале болезни трудно разграничить инициальные проявления шизофрении от реактивных невротических и психопатических состояний. Исходные состояния шизофрении у детей приходится дифференцировать с различными формами врожденного и приобретенного слабоумия (в связи с инфекциями и травмами головного мозга).
Одним из лучших методов изложения особенностей дифференциальной диагностики является анализ диагностических ошибок, которым мы и воспользуемся в данной лекции.
Девочка 14 лет. Первое наблюдение в инициальной стадии шизофренического процесса с неопределенной и трудно диагносцируемой (в пубертатном периоде) картиной болезни.
Семья без патологического наследственного отягощения. Тяжелая домашняя обстановка. Раннее развитие правильное. К опрятности не приучена, до сих пор наблюдается недержание мочи. В возрасте 9 лет поступила в школу: успеваемость хорошая, училась охотно. Имела много подруг. Послушная, общительная, несколько застенчивая, впечатлительная. С 13 лет (незадолго до первых менструаций) характер изменился: стала капризной, плаксивой, боялась идти по коридору, казалось, что ктото ее хватает, крадется за ней. Ночью часто просыпалась, звала к себе мать. Нередко отмечались тоскливые настроения, часами пела грустные песни и плакала. Стала упрямой, непоседливой, беспокойной. Постепенно раздражительность и плаксивость нарастали и, в конце концов, стали постоянным явлением; девочка жаловалась на скуку, говорила, что не находит себе места, появились суицидальные мысли: «Я, как старуха, совсем больная; куда мне, больной, жить». Интересы сузились, неохотно посещала школу, жаловалась, что ей трудно учиться.
Другие статьи по теме:
- Дифференциальная диагностика
- Плазма крови и ее состав
- Гигиеническое значение химического состава воздуха
- Роль минеральных веществ в питании детей
- Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях детской поликлиники.